Каждый из нас хочет, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми. Между тем здоровый ребенок - это не только отсутствие болезней. Здоровье возможно только при их одновременном учете и соблюдении множества условий.
Что же нужно учитывать, воспитывая здорового ребенка? Рассмотрим немного подробнее.
Физическое здоровье - отсутствие нарушений в физическом развитии, умение преодолевать усталость, организация жизни в определенном целесообразном для конкретного ребенка режиме обеспечивает полноценное телесное развитие малыша.
Эмоциональное здоровье - оптимальный строй чувств, способность эмоционально откликаться на происходящее, адекватные чувства, умение проживать и выражать их различными способами. Это залог эмоциональной стабильности, стрессоустойчивости.
Интеллектуальное здоровье - умственное развитие ребенка. Способность воспринимать, обрабатывать и использовать информацию и знания, способность интересоваться, проявлять любопытство, творчество. На что ребенок обращает внимание, есть ли познавательный интерес, какова особо важная для него информация, обеспечивается ли накопление знаний, опыта.
Психическое здоровье - адекватное возрасту развитие психических процессов, способствующих общему развитию ребенка, его личностных особенностей. Это основа, на которую нанизывается все, что способствует развитию или тормозит его.
Социальное здоровье - это навыки взаимодействия с миром, желание сопереживать, действовать совместно с другими. От того, каков круг общения ребенка, удовлетворение потребности в эмоциональной поддержке, безопасности, любви, зависит благополучие в установлении контактов, самоощущение среди окружающих людей.
Нравственное здоровье - развитие высших чувств, переживаний, характеристик, способствующих личностному развитию (честность, самокритичность, категории добра и зла, красивого и безобразного, эстетичного). Без перечисленного не возможно развитие и становление зрелой личности, отвечающей за свое поведение и поступки.
Оказывается здоровье - это не просто крепкий, физически развитый ребенок. Здоровье включает в себя очень многое. Исключение одного из перечисленных компонентов часто ведет к нарушению баланса во всей системе и во всех других компонентах. Например, то, как мы думаем, обрабатываем информацию, влияет на чувства, отношение к себе и другим, нашу деятельность, физическое здоровье, а значит и на отношения с миром, модель мира в целом. От нас, взрослых, от готовности родителей обеспечить здоровый образ жизни зависит здоровье наших детей.
Кан. пед. наук, доцент, лауреат правительственной премии в области образования Шуваева Наталья Юрьевна