Кан. пед. наук, доцент, лауреат правительственной премии в области образования Шуваева Наталья Юрьевна
Многие родители, приводя детей на занятия по изобразительной деятельности, часто сетуют на то, что ребенок не любит рисовать. Как же правильно организовать деятельность ребенка, чтобы пробудить у него желание передать окружающий его мир в рисунке?
Дети от природы очень любознательны, они открыты миру и готовы поделиться своими впечатлениями и переживаниями с взрослыми. Особенно ярко это проявляется в рисовании, так как не все дети могут выразить словами то, что они чувствуют, а рисование дает им эту уникальную возможность.
Детский рисунок – это свой особый мир, неповторимый и потому особенно ценный, несущий в себе много важной и уникальной информации.
Так почему же дети не любят рисовать? Многие ученые полагают, что потребность рисовать заложена в нас генетически, значит, каждый ребенок должен испытывать потребность рисовать. Однако это не так, далеко не все дети проводят свое время за рисованием. Дело в том, что многие дети не рисуют не потому что не хотят, а потому что не знают как, они рады бы изобразить цветущий луг или лошадку, но попробовав раз-другой, испытывают разочарование, так как реальность не соответствует изображению на листе.
Многое зависит и от нас взрослых, что Вы делаете для того, чтобы побудить ребенка к рисованию, как оцениваете результаты его деятельности?!
Психологи выделяют всего три причины, по которым ребенок не рисует:
1. НЕ ЗНАЕТ КАК
Навыки ребенка зачастую не соответствуют его богатому воображению, не имея возможности обучиться техническим приемам, ребенок раз от раза терпит неудачу.
Вывод: сначала надо научить КАК рисовать!
2. НЕ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
Где Ваш ребенок рисует в свободное время? На краешке кухонного стола, обоях в коридоре или на письменном столе старшего брата? То есть там, где в любой момент его творчество может быть прервано.
Вывод: Для творчества необходима спокойная и гармоничная обстановка, все должно быть создано и приготовлено к тому, что ребенок в любое время захочет что-то нарисовать, создать свой шедевр.
3. СТРАХ ОЦЕНИВАНИЯ
Любому не понравиться когда его труд будет оценен негативно или с насмешкой! Как часто мы, сами того не замечая, обижаем ребенка, недоброжелательно оценивая его рисунок. Нам кажется это смешно, ведь это не цыпленок, а какая – то рыба, мы не понимаем, что рисунок ребенка – это продолжение его самого, негативно отзываясь о нем, мы задеваем личность малыша.
Вывод: Хвалить! Хвалить и восторгаться! Недоброжелатели и без Вас найдутся, кто, если не Вы, будете поддерживать веру ребенка в свои силы. Растите в ребенке положительный образ «Я», сейте радостные эмоции, Вам воздаться многократно.
И так стоит ли лишать ребенка радости создавать, творить, переживать положительные эмоции. Ну, конечно же, нет! Наша задача помочь ребенку познакомится с миром искусства в целом и рисования в частности.
Вы готовы?
Тогда шаг первый: «Создадим свой уголок творчества».
Еще Абрахам Маслоу заметил, что благоприятная и безопасная обстановка решает половину дела, значит нам необходимо создать ребенку условия для творчества! Не кусочек стола, табуретка или еще какое-либо непригодное место для рисования, а свой Уголок.
«Уголок детского творчества» должен соответствовать следующим условиям:
Родителям следует знать, что чем меньше возраст ребенка, тем больше должна быть поверхность листа, на которой он рисует. С малышами 3-4 лет лучше рисовать толстыми фломастерами, (но не маркерами, они могут быть токсичны), большими кистями (краску из баночек лучше выкладывать на палитру, что бы ребенку было удобнее ее набирать), карандаши не очень приветствуются. Во многом не желание рисовать связанно у детей с первым опытом рисования карандашами, так как они оставляют блеклый, не выразительный след, да еще и требуют усилий. Больше ярких красок, гуашевых, пальчиковых, кстати, пальчиковые краски можно сделать самим (см. ниже).
Для более старшего возраста можно вводить такие материалы как пастель, восковые карандаши, гелевые ручки. Важно помнить, что материалы всегда должны быть готовы к рисованию, карандаши наточены, фломастеры должны быть свежими, краски чистыми. И помните, что необязательно рисовать на белом листе, возьмите цветные листы, фон чрезвычайно важен. А еще можно порисовать на старых обоях, так вы осуществите мечту каждого ребенка и не бойтесь рисовать везде, на улице - мелками на асфальте, на снегу - красками и даже на заборе, только на своем, во избежание ненужных объяснений. Главное творите.
Шаг второй: «Взрослые тоже рисуют».
Дети как маленькие обезьянки, они обожают копировать взрослых, причем как в плохом, так и в хорошем. Ваш ребенок не любит рисовать? Задайте себе вопрос, а вы любите рисовать, как часто ребенок видел, что вы рисуете, может быть рисует папа? Как – то на мой вопрос рисуют ли твои родители, девочка 5 лет ответила, что мама не рисует, а папа иногда, когда я поинтересовалась, что же рисует папа, ребенок долго думал, а потом сказал – «Вытяжку на кухне, но я так не умею».
Чтобы ребенок научился рисовать, придется сначала научиться рисовать Вам. Существует множество программ, которые помогут Вам познакомиться с азами рисования.
В детской рисовании все просто и доступно, дети рисуют на основе геометрических фигур, дорисовывают к ним дополнительные элементы и вот снеговичок или солнышко готово. В начале вашей карьеры художника, используйте аппликативные элементы, например, изображая корзину с листьями, вырежьте из цветной бумаги силуэт корзины, а ручку корзины пусть дорисует ребенок, да и листья не обязательно рисовать самим, вы можете собрать их с ребенком на прогулке, а потом, наложив на них краску кисточкой просто приложить их к листу бумаги. Для ребенка очень важно, что мама или папа разделяют его увлечение, он будет вам искренне благодарен за такое сотворчество.
В моей практике очень часты случаи, когда не рисующий ребенок просто смотрел, как рисует его мама или няня, а через год начинал рисовать сам, причем с большим удовольствием. Не надо думать, что ребенок просто сторонний наблюдатель, в процессе наблюдения за вашим рисованием он рисует вместе с Вами в своем воображении, а Вам необходимо только терпение и доброжелательность.
Шаг третий: «Вернисаж».
Ну вот, вы нарисовали множество прекрасных картин, что сними делать, положить на шкаф, убрать в ящик, ни в коем случае! Устраиваем вернисаж, оформляем рисунки в паспарту, придумываем название, ставим на картине год, подпись (можно плюсик) и зовем гостей: бабушек, дедушек, тетей и дядей, соседей.
Готовим закуски, облачаемся в нарядные одежды и гордо представляем собранию работы. Главное помните, не зовите недоброжелательных и резких людей, в этот день Вас должны окружать только ваши друзья.
Ну конечно греемся в лучах славы, а на бис можно что-нибудь нарисовать прямо в присутствии гостей или устроить для них мастер-класс, может Ваш ребенок станет их первым учителем рисования!
Кстати, в конце выставки можно раздарить свои работы гостям, и тут же приниматься за новые, а чего медлить! Помните, для ребенка важно, чтобы его положительно оценивали, чтобы он видел, что его труд не напрасен, то есть кому-то нужен, как звезды в стихотворении В. Маяковского.
В заключении хочется сказать только одно, конечно нет универсальных советов, к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход. Если вы попробовали сделать все так, как мы вас учили, а ваш ребенок так и не захотел рисовать, то приходите к нам в центр. Обещаем, что научим рисовать не только вашего ребенка, но и вас, потому что творить никогда не поздно!
PS. «Как сделать самим пальчиковые краски»
Берем немного соли и муки, капельку клея, гуашь, воду. В баночку накладываем 2 столовые ложки муки, 1 столовую ложку соли и доливаем воды так, чтобы получилось не густое, но и не жидкое тесто, оно должно тянутся за ложкой.
Затем выбираем цвет краски, на кончике ножа кладем ее в тесто и мешаем, в конце процесса добавляем в полученную массу капельку клея ПВА. Чтобы ребенку было приятнее рисовать такой краской, можно добавить в нее ванили.
Работать такой краской можно по-разному, если тесто очень жидкое его можно просто выливать струйками на картон, а затем растаскивать вилкой, если тесто густое можно рисовать пальцами. В любом случае результат будет положительным. Когда тесто подсыхает, соль создает эффект мерцания и кажется что краска блестит.
Кан. пед. наук, доцент, лауреат правительственной премии в области образования Шуваева Наталья Юрьевна
Многие родители, приводя детей на занятия по изобразительной деятельности, часто сетуют на то, что ребенок не любит рисовать. Как же правильно организовать деятельность ребенка, чтобы пробудить у него желание передать окружающий его мир в рисунке?
Дети от природы очень любознательны, они открыты миру и готовы поделиться своими впечатлениями и переживаниями с взрослыми. Особенно ярко это проявляется в рисовании, так как не все дети могут выразить словами то, что они чувствуют, а рисование дает им эту уникальную возможность.
Детский рисунок – это свой особый мир, неповторимый и потому особенно ценный, несущий в себе много важной и уникальной информации.
Так почему же дети не любят рисовать? Многие ученые полагают, что потребность рисовать заложена в нас генетически, значит, каждый ребенок должен испытывать потребность рисовать. Однако это не так, далеко не все дети проводят свое время за рисованием. Дело в том, что многие дети не рисуют не потому что не хотят, а потому что не знают как, они рады бы изобразить цветущий луг или лошадку, но попробовав раз-другой, испытывают разочарование, так как реальность не соответствует изображению на листе.
Многое зависит и от нас взрослых, что Вы делаете для того, чтобы побудить ребенка к рисованию, как оцениваете результаты его деятельности?!
Психологи выделяют всего три причины, по которым ребенок не рисует:
1. НЕ ЗНАЕТ КАК
Навыки ребенка зачастую не соответствуют его богатому воображению, не имея возможности обучиться техническим приемам, ребенок раз от раза терпит неудачу.
Вывод: сначала надо научить КАК рисовать!
2. НЕ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ РИСОВАНИЯ
Где Ваш ребенок рисует в свободное время? На краешке кухонного стола, обоях в коридоре или на письменном столе старшего брата? То есть там, где в любой момент его творчество может быть прервано.
Вывод: Для творчества необходима спокойная и гармоничная обстановка, все должно быть создано и приготовлено к тому, что ребенок в любое время захочет что-то нарисовать, создать свой шедевр.
3. СТРАХ ОЦЕНИВАНИЯ
Любому не понравиться когда его труд будет оценен негативно или с насмешкой! Как часто мы, сами того не замечая, обижаем ребенка, недоброжелательно оценивая его рисунок. Нам кажется это смешно, ведь это не цыпленок, а какая – то рыба, мы не понимаем, что рисунок ребенка – это продолжение его самого, негативно отзываясь о нем, мы задеваем личность малыша.
Вывод: Хвалить! Хвалить и восторгаться! Недоброжелатели и без Вас найдутся, кто, если не Вы, будете поддерживать веру ребенка в свои силы. Растите в ребенке положительный образ «Я», сейте радостные эмоции, Вам воздаться многократно.
И так стоит ли лишать ребенка радости создавать, творить, переживать положительные эмоции. Ну, конечно же, нет! Наша задача помочь ребенку познакомится с миром искусства в целом и рисования в частности.
Вы готовы?
Тогда шаг первый: «Создадим свой уголок творчества».
Еще Абрахам Маслоу заметил, что благоприятная и безопасная обстановка решает половину дела, значит нам необходимо создать ребенку условия для творчества! Не кусочек стола, табуретка или еще какое-либо непригодное место для рисования, а свой Уголок.
«Уголок детского творчества» должен соответствовать следующим условиям:
Родителям следует знать, что чем меньше возраст ребенка, тем больше должна быть поверхность листа, на которой он рисует. С малышами 3-4 лет лучше рисовать толстыми фломастерами, (но не маркерами, они могут быть токсичны), большими кистями (краску из баночек лучше выкладывать на палитру, что бы ребенку было удобнее ее набирать), карандаши не очень приветствуются. Во многом не желание рисовать связанно у детей с первым опытом рисования карандашами, так как они оставляют блеклый, не выразительный след, да еще и требуют усилий. Больше ярких красок, гуашевых, пальчиковых, кстати, пальчиковые краски можно сделать самим (см. ниже).
Для более старшего возраста можно вводить такие материалы как пастель, восковые карандаши, гелевые ручки. Важно помнить, что материалы всегда должны быть готовы к рисованию, карандаши наточены, фломастеры должны быть свежими, краски чистыми. И помните, что необязательно рисовать на белом листе, возьмите цветные листы, фон чрезвычайно важен. А еще можно порисовать на старых обоях, так вы осуществите мечту каждого ребенка и не бойтесь рисовать везде, на улице - мелками на асфальте, на снегу - красками и даже на заборе, только на своем, во избежание ненужных объяснений. Главное творите.
Шаг второй: «Взрослые тоже рисуют».
Дети как маленькие обезьянки, они обожают копировать взрослых, причем как в плохом, так и в хорошем. Ваш ребенок не любит рисовать? Задайте себе вопрос, а вы любите рисовать, как часто ребенок видел, что вы рисуете, может быть рисует папа? Как – то на мой вопрос рисуют ли твои родители, девочка 5 лет ответила, что мама не рисует, а папа иногда, когда я поинтересовалась, что же рисует папа, ребенок долго думал, а потом сказал – «Вытяжку на кухне, но я так не умею».
Чтобы ребенок научился рисовать, придется сначала научиться рисовать Вам. Существует множество программ, которые помогут Вам познакомиться с азами рисования.
В детской рисовании все просто и доступно, дети рисуют на основе геометрических фигур, дорисовывают к ним дополнительные элементы и вот снеговичок или солнышко готово. В начале вашей карьеры художника, используйте аппликативные элементы, например, изображая корзину с листьями, вырежьте из цветной бумаги силуэт корзины, а ручку корзины пусть дорисует ребенок, да и листья не обязательно рисовать самим, вы можете собрать их с ребенком на прогулке, а потом, наложив на них краску кисточкой просто приложить их к листу бумаги. Для ребенка очень важно, что мама или папа разделяют его увлечение, он будет вам искренне благодарен за такое сотворчество.
В моей практике очень часты случаи, когда не рисующий ребенок просто смотрел, как рисует его мама или няня, а через год начинал рисовать сам, причем с большим удовольствием. Не надо думать, что ребенок просто сторонний наблюдатель, в процессе наблюдения за вашим рисованием он рисует вместе с Вами в своем воображении, а Вам необходимо только терпение и доброжелательность.
Шаг третий: «Вернисаж».
Ну вот, вы нарисовали множество прекрасных картин, что сними делать, положить на шкаф, убрать в ящик, ни в коем случае! Устраиваем вернисаж, оформляем рисунки в паспарту, придумываем название, ставим на картине год, подпись (можно плюсик) и зовем гостей: бабушек, дедушек, тетей и дядей, соседей.
Готовим закуски, облачаемся в нарядные одежды и гордо представляем собранию работы. Главное помните, не зовите недоброжелательных и резких людей, в этот день Вас должны окружать только ваши друзья.
Ну конечно греемся в лучах славы, а на бис можно что-нибудь нарисовать прямо в присутствии гостей или устроить для них мастер-класс, может Ваш ребенок станет их первым учителем рисования!
Кстати, в конце выставки можно раздарить свои работы гостям, и тут же приниматься за новые, а чего медлить! Помните, для ребенка важно, чтобы его положительно оценивали, чтобы он видел, что его труд не напрасен, то есть кому-то нужен, как звезды в стихотворении В. Маяковского.
В заключении хочется сказать только одно, конечно нет универсальных советов, к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход. Если вы попробовали сделать все так, как мы вас учили, а ваш ребенок так и не захотел рисовать, то приходите к нам в центр. Обещаем, что научим рисовать не только вашего ребенка, но и вас, потому что творить никогда не поздно!
PS. «Как сделать самим пальчиковые краски»
Берем немного соли и муки, капельку клея, гуашь, воду. В баночку накладываем 2 столовые ложки муки, 1 столовую ложку соли и доливаем воды так, чтобы получилось не густое, но и не жидкое тесто, оно должно тянутся за ложкой.
Затем выбираем цвет краски, на кончике ножа кладем ее в тесто и мешаем, в конце процесса добавляем в полученную массу капельку клея ПВА. Чтобы ребенку было приятнее рисовать такой краской, можно добавить в нее ванили.
Работать такой краской можно по-разному, если тесто очень жидкое его можно просто выливать струйками на картон, а затем растаскивать вилкой, если тесто густое можно рисовать пальцами. В любом случае результат будет положительным. Когда тесто подсыхает, соль создает эффект мерцания и кажется что краска блестит.